Сейчас довольно распространенным явлением становится покупка б/у автомобиля в рассрочку, кредитные портфели банков пополняются все большим количеством таких договоров.
Это не могло не сказаться на стоимости кредитов, и процентные ставки поползли плавно вверх. Повлиял, конечно, и мировой банковский кризис и недоступность внешних займов для отечественных финучреждений.
В первые месяцы этого года ставки на кредиты в иностранной валюте повысились на 0, 5 - 1 процент, а в национальной валюте увеличились на 1-2 процента. В конце предыдущего года наметилось некоторое снижение ставок по кредитам в национальной валюте. Таким образом, банки хотели переориентировать клиентов на займы в гривне, из-за нехватки валютных резервов. Но в начале этого года пришлось вернуть все на свои места и даже несколько поднять ставки.
Увеличение ставок связано еще и с тем, что в борьбе с инфляцией Нацбанк принимает такие меры, которые приводят к дефициту национальной валюты на рынке. Из-за таких мер банкам пришлось увеличить процентные ставки по кредитам вообще, коснулось это и сферы автокредитования.
Как отмечают эксперты, ситуация и дальше будет напряженная, поскольку борьба с инфляцией со стороны Нацбанка будет продолжаться. Уровень ставок по кредитам и депозитным вкладам будет меняться. Ожидать снижения этих цифр в ближайшее время не стоит. Рост цен продолжается, и НБУ постоянно извлекает лишнюю гривневую массу. Это приводит к нехватке национальных валютных средств и к дорожанию стоимости гривны.
Эксперты полагают, что рост ставок продолжится, если на данный момент кредит на покупку авто выдается под 14-15 процентов годовых, то к концу года стоит ожидать повышения до 16-17 процентов.
Спрос на автомобили в этом году относительно уравновешенный, без резких скачков, связано это не только с повышением кредитных ставок на покупку автомобиля. Рост евро на мировом валютном рынке привел к повышению стоимости автомобилей, пока потребители «примут» новые цены и процентные ставки, пройдет несколько месяцев.
Для граждан страны есть одно утешение, на национальном рынке автопроизводства набирают обороты иностранные компании, собирающие свои автомобили на отечественных автозаводах. На покупку определенных марок и моделей можно будет получить относительно недорогой кредит.
Так, например, французская фирма Renault, согласна на кредитование всего модельного ряда Renault и Dacia. Также ожидается приход на наш рынок таких автогигантов как Volkswagen и Toyota. Чтобы обеспечить хороший уровень продаж, эти компании способны выдавать кредиты под пять процентов годовых плюс комиссионные. Правда, на длительный срок такие займы выдаваться не будут, максимум на 1-3 года. Да и реального разворота таких кредитных условий можно ожидать лишь в начале 2009 года.
Отечественные банкиры ожидают всплеск спроса на подержанные автомобили. В течение последних лет был настоящий бум на покупку новых машин, теперь они пополнят ряды автомобилей б/у. Так что финучреждения ожидают рост числа обращений за кредитами на покупку подержанных автомобилей.
Иностранные компании, пришедшие на украинский рынок с предложениями по продаже подержанных авто, заставили проявить активность отечественных участников рынка. Если ранее финансисты с неохотой выдавали кредиты на покупку автомобилей б/у, то теперь количество предложений от банков существенно увеличилось. Кредитные компании разрабатывают новые программы выдачи займов, смягчают условия получения кредитов.
Если ранее первоначальный взнос при покупке автомобилей был не менее 25-30 процентов, то сейчас банки снизили эту сумму до 15 процентов от стоимости авто. Срок кредитования увеличился с трех лет до пяти лет. Да и существенно расширился список автомобилей, на которые банки согласны выдавать кредиты. Если раньше финучреждения соглашались выдавать займы только на покупку автомобилей иностранного производства, то теперь в этот перечень попадут и производители из стран СНГ.
Кроме всех этих новшеств, банки хотят уравнять процентные ставки по кредитам на покупку новых авто и подержанных. На данный момент эта разница составляет где-то 1 процент (на покупку новой машины кредит дешевле). Теперь финансисты ждут нормализации гривневого ресурса на рынке, если это произойдет, то вероятно ставки повышаться не будут.