Хорошо показав себя на рынке классического автомобильного кредитования, в намерения банкиров входит повышение активности в предоставлении населению займов на приобретение б/у автомобилей. Ставки собираются значительно снизиться, а условия кредитования подвергнуться пересмотру.
Финансисты считают эти меры действующими и способными удвоить портфели автомобильных кредитов, которые предоставляются на покупку подержанного авто. И все же пока лидером остается кредитование новых машин.
В Украине кредитование автомобилей с пробегом на данный момент практически не имеет развития. По данным, только 15 из 50 топ-банков занимаются такого рода займами, тогда как из этих же 50 финансовых учреждений 40 отвечают за кредиты новых автомобилей. Указывая средние данные, отметим, что долларовый кредит на покупку сэконд-хэнд автомобиля составит 14,5% годовых, а для нового- 13%; в гривнах – 18,5% годовых для б/у и 17% для нового авто.
Участники автомобильного кредитного рынка в этом году предоставляли кредит на покупку новой машины сроком на 5-7 лет на сто процентов стоимости. В качестве залога банки вынуждены принимать неликвидный объект - подержанный автомобиль. Новый автомобиль более интересен в таком качестве, так как является надежной гарантией компенсации не возвращенного займа. Именно поэтому условия по кредитования авто с историей менее презентабельны.
Изменение ситуации прогнозируется во втором полугодии 2008 г. Постепенно снижая величину процентной ставки, финансисты пойдут на весьма стоящую уступку. С января по май предполагается снижение на 0,5-0,7% годовых. Первоначальный взнос сократится пока на 5-10%. Все это приведет к увеличению числа заемщиков, а займы на приобретение подержанных иностранных авто дополнятся кредитами на автомобили сэконд-хэнд производства СНГ.
Финансисты, обещая подобные изменения, стремятся занять пока пустующую нишу, прекрасно осознавая, что из-за высокой конкуренции в сегменте кредитования новых автомобилей активность вторичных рынков возрастет. Тенденция кредитования подержанных авто обеспечена, перспективы грандиозны, потому что со временем любой новый автомобиль окажется в категории машин с пробегом. По мнению экспертом, введенные послабление вдвое увеличат рост объемов б/у автомобилей уже к июню 2008 г.
Банкирская щедрость распространится только на подержанные автомобили. Ставки по кредитам на новые в ближайшее время не понизятся, в этой области уже итак, по мнению финансистов, сделано не мало: вспомните период с сентябрь по ноябрь, когда некоторые банки сократили величину ставки по Гриневым кредитам на 2-3%.
Из-за кризиса мировых финансовых рынков ресурсы от иностранных партнеров для отечественных финансовых учреждений подскочили на 1,5-2,5% годовых. Поэтому пересматривать валютные кредиты пока рано. Некоторые банки в ноябре ввиду кризиса повысили кредитные ставки в валюте на 0,5-1,5% годовых.
Покупателю остается надеяться на всевозможные акции банков (скидки на кредит 0,5-0,6% годовых), которые то и дело организовываются в партнерстве с дилерами. Сроки кредитования составляют 5-7 лет. Для пополнения своего портфеля финансист может предоставить кредит не просто на покупку авто и оплату нотариальных услуг, услуг страхования, но и для оплаты его сервисов. На данный момент клиент имеет возможность оформить автомобильный заем без первоначальной выплаты и затрат на услуги нотариуса сроком до 7 лет. Также он имеет возможность стать обладателем бесплатной карточки, лимитированной по кредиту до 5 тысяч гривен, чтобы по ней оформить услуги по кредиту или по страхованию.
Борясь с конкуренцией на автомобильном рынке, преимуществом финансового учреждения станет величина скорости обслуживания клиента. Банки делают все возможное, чтобы добиться максимального ускорения и даже автоматизации процедуры, по которой принимается решение в одобрении кредита. Результаты достигнуты следующие: решение на основании предоставленного пакета необходимых документов может быть вынесено через 1-3 дня с момента подачи.
Инновационные введения в основном послужат для того, чтобы дать возможность клиенту оттянуть срок погашения автомобильного кредита. Большое будущее пророчат программе buy-back, по условиям которой почти половина кредита выплачивается в конце срока. При этом автосалон принимает на себя обязанности выкупить машину по цене, которая должна быть не меньше величины последнего платежа. Когда выплаты по кредиту закончатся, вы сможете продать авто, предварительно имея его в собственности на время погашения займа, покроете всю величину долга и сможете оформить новый заем на приобретение следующего авто. Подобные условия привлекут клиента, если ему приглянется стоимость, по которой автосалон купит автомобиль (величина указывается в договоре с банком или дилером).
Неклассические механизмы автокредитования найдут более широкое применение в следующем году. По разным данным, использование новых схем кредитования придется почти на половину всех займов, тогда как сейчас лишь 2 кредита из 10 проходят нетрадиционным способом.