Прямой внутренний долг превышает, пусть незначительно, внешний, что более благоприятно для устойчивости финансовой системы, нежели обратное положение. По данным Минфина на 31 октября 2013 года совокупный долг страны составляет $68,837 млрд., из них на прямой внешний долг приходится $26,307 млрд. Основная часть внешнего долга в размере $16,26 млрд. (более 60%) состоит из еврооблигаций.
В августе и декабре 2013 года один из крупнейших частных инвесторов США приобрел государственные облигации Украины на сумму порядка $6,4 млрд. В результате объем выкупленного зарубежным фондом прямого внешнего долга страны достиг 40% от общего числа государственных еврооблигаций, находящихся в обороте. Такая ситуация вполне приемлема, так как для принятия решений необходимо обладать 75% ценных бумаг.
Начавшиеся в середине декабря переговоры с Россией привели к соглашению о покупке двухлетних еврооблигаций на сумму $15 млрд. Эксперты подчёркивают, что это очередной коммерческий кредит со ставкой 5-10% годовых. Способна ли будет экономика страны выплачивать ещё и этот долг, покажет только время.
Но суммы долгов имеют вторичное значение на фоне сроков погашения. 72% совокупного долга должны быть закрыты в ближайшее четырёхлетие. По существу, это значит, что Украина должна будет отдать примерно $50 млрд. Эта цифра в 2,5 раза превосходит золотовалютные резервы страны по состоянию на конец октября 2013 года ($20,6 млрд.).
Украина погасила долги за 2013 год, но следующий финансовый период не обещает быть простым. При отсутствии новых займов и сохранении текущего состояния платежного баланса полное выполнение обязательств может спровоцировать критическое сокращение золотовалютных резервов. Финансовая политика государства в сложившейся ситуации предполагает привлечение новых средства из внутренних и внешних источников в равных пропорциях. Однако это осложняется растущими процентными ставками. По сути, Украина попала в замкнутый круг, когда происходит отказ от предлагаемых условий кредитных организаций, из-за их финансовой непривлекательности, страна не получает займы, её рейтинг соответственно падает.
Выход из этой ситуации просматривается в выработке эффективной экономической стратегии развития и инвестирования новых кредитов в прибыльные проекты. Есть страны, имеющие колоссальные государственные долги, но так продуктивно оперирующие полученными средствами, что итоговая прибыль превышает проценты. Украина, к сожалению, не из их числа. Открытым для неё остаётся вопрос: кто, как, на что будет тратить кредитные средства.