Уже совсем скоро мировые автопроизводители вместе с крупными финансовыми компаниями собираются занять свой сектор на украинском автомобильном рынке. Многие водители, недовольные существующими на сегодняшний день условиями автокредитования, вскоре смогут существенно сэкономить на кредите. Благодаря высокому уровню конкуренции среди банков кредиты вынуждены будут упасть в цене, а сроки оформления будут сокращаться.
Всемирно известный французский концерн Renault одним из первых проявил себя, создав в Украине свою финансовую дочернюю компанию. Ее руководство намерено серьезно заняться кредитованием всех моделей Renault. До конца 2008 года ими планируется финансирование двадцати пяти процентов от общего объема продаваемых в кредит автомобилей этой марки. По некоторым прогнозам на 2009 год французы выйдут на уровень кредитования 50% всех автомобилей марки Renault, продаваемых в долг.
За Renault последовали и другие компании. Например, появились слухи о том, что японский концерн Mitsubishi строит планы по образованию в Украине своей финансовой компании. У себя на родине производитель автомобилей этой марки представлен весьма внушительной группой банков. На территории нашей страны их руководство решило не открывать свой банк просто потому, что это займет не полгода, как в случае с финансовой компанией, а два.
Среди банкиров Украины ходят опасения, что это далеко не единственные их конкуренты, заявившие о себе. Они не исключают появления кредитных структур других крупных автопроизводителей с развитой за рубежом финансовой составляющей. К ним можно отнести Toyota и Volkswagen. Их появление в Украине многие эксперты считают неизбежным, так как в настоящее время наблюдается мощная тенденция среди автопроизводителей, они открывают свои финансовые представительства в странах, где объем их продаж очень высокий. Именно объем продаж является для многих концернов исходным показателем, который и определяет решение выходить на определенный финансовый рынок. Для примера можно привести опять же Renault, чье руководство приняло решение о вводе на Украине своего кредитного подразделения только после того, как продажи их автомобилей в этой стране превысили отметку в 10000 единиц. Это вполне логично, ведь в противном случае затраты не будут оправданы. Поэтому можно смело говорить о том, что при объемах продаж в пределах 20000 машин в год автопроизводители неизбежно начнут предпринимать активные действия по созданию своих финансовых подразделений на территории Украины.
Украинский рынок для автопроизводителей и их финансовых составляющих очень привлекателен, и главной причиной этой привлекательности, конечно же, являются огромные прибыли. Многие банкиры признают, что это естественный процесс, когда при росте объема продаж зарубежные концерны организуют свои финансовые компании, которые на протяжении многих лет показали хорошие результаты в других странах, все механизмы их работы уже отлажены и доведены до высокого уровня. Руководство гигантов автомобильной промышленности давно осознало простой принцип: можно позволить другим получать доход, но гораздо лучше получить прибыль самим. Из этого также следует, что гораздо выгоднее и удобнее выдвигать собственные представительства в области кредитования, чем налаживать сотрудничество с банками Украины. Это связано с тем, что свои дочерние подразделения полностью разделяют те же самые цели, которые преследует головной концерн: увеличение объемов продаж, т.е. захват доли рынка. Следовательно, они будут прилагать все усилия для развития этого бизнеса, а не для достижения собственных финансовых результатов, что вполне присуще украинским кредитным учреждениям. Достаточно вспомнить прошлогоднюю историю, когда объемы продаж импортных автомобилей шли в гору, а банки проводили свою политику, в результате которой эта тенденция пошла на спад. Руководство банков само признает, что в тот момент они просто не смогли обеспечить обслуживание возросшего объема заемщиков, которые выстраивались в длинную очередь к кредитным экспертам. Не хватало в первую очередь квалифицированного персонала. Конечно, предпринимались попытки нарастить штат сотрудников, но вскоре посчитали, что выгоднее ужесточить условия кредитования, и конечно же, объем упал. Изменение политики банков привело к тому, что процентные ставки росли на 3% годовых, кроме того, был увеличен первоначальный взнос до 15% от стоимости автомобиля. Не случись этого, и продажи автоконцернов возросли бы на 10-15%.
У банков существуют свои нормативы по объемам кредитования, которые серьезно ограничивают выполнение задач автомобильных компаний. Превышение этих нормативов приводит к сокращению активных операций, а значит, что покупка машины будет доступна ограниченному числу людей. Это невыгодно производителям. Поэтому наличие своих дочерних финансовых учреждений исключает проблему нехватки кредитных ресурсов, ведь у концернов всегда есть возможность поделиться своими средствами.