Появление на рынке автокредитования новых действующих лиц – головная боль для банков, но ощутимое облегчение для водителей. У них наконец появляется выбор, выгодная альтернатива банковскому кредитованию. По некоторым оценкам финансовые группы, в состав которых входят крупные автомобильные концерны, могут выдавать кредиты под очень низкие проценты, достигающие 1% годовых. Благодаря этому объемы продаж машин в Украине вырастут в разы. Среди конкурирующих банков не найдется ни одного, кто бы мог предоставить подобные условия своим заемщикам. На сегодняшний день в пределах возможностей самых солидных из них – это кредит под 14%, в лучшем случае 12% годовых с учетом различных комиссионных сборов. Отсюда можно сделать единственный вывод, что еще очень нескоро банки смогут конкурировать с входящими на рынок финансовыми группами, единственным минусом которых можно считать лишь малые сроки кредитования. Они составляют от двух до трех лет. По статистике украинским водителям под силу погасить задолженность за столь короткий срок, но предпочтение все же отдается в пользу пяти-, семилетних займов. Это уже устоявшийся с 2007 года норматив, действующий среди участников этого рынка. Более того, многие эксперты опасаются, что новые финансовые группы, приходящие из-за границы, встанут перед проблемой «белых» заработных плат заемщиков. На начальных этапах зарубежным компаниям будет нелегко перестраиваться и привыкать к тому, что многие их клиенты не смогут полностью документально подтвердить свои доходы, так как большую часть своей зарплаты они получают неофициально. На западе уже давно ни одна компания не практикует ведения «черной бухгалтерии». Поэтому какое-то время, по некоторым прогнозам - несколько месяцев, иностранным финансистам придется проходить адаптационный период и вырабатывать новые инструменты взаимодействия с заемщиками.
С ростом конкуренции неизбежно последуют изменения в банковском автокредитовании. Они будут вынуждены смягчать свои условия, и хотя это будет происходить гораздо медленнее, чем у зарубежных соперников, цены на кредиты будут постепенно снижаться. Это коснется гривневых кредитов, уже к концу 2008 года ставки по ним упадут в среднем на 1-3% (это существенно, если вспомнить, что в конце 2007 года банки подняли процентные ставки по этим позициям на 2% годовых). По прогнозам других финансистов намечается также снижение первоначального взноса до уровня 5% от стоимости транспортного средства. Но это произойдет лишь в самом крайнем случае, когда конкуренция с иностранными компаниями достигнет высшей точки. Улучшение условий автокредитования возможно лишь тогда, когда наличие конкурентов будет ощутимо сказываться на притоке клиентов в украинские банки. Только после этого их руководство начнет предпринимать серьезные меры по изменению ситуации и привлечению заемщиков на свою сторону, в результате чего будут предложены самые интересные условия.