Эксперты пророчат, что через несколько лет продажи легковых автомобилей достигнут планки в миллион штук в год. Если это действительно так, то почему же мировые производители автомобилей не торопятся отстроить свои предприятия на территории Украины?
Родной автомобильный рынок набирает обороты темпа роста, о которых эксперты и не мыслили. Так, за 9 месяцев 2007 г. население Украины прибрело 370 тысяч машин – это столько же, сколько за 2006 г. в целом. За октябрь легковых автомобилей было приобретено целых 53 тысячи новеньких экземпляров. Включая в прогнозы тенденции роста, эксперты высказываются в пользу того, что через 5 лет объем автомобильного рынка достигнет 700-800 тыс., следовательно, и миллион не за горами. Миллион автомобилей в год – впечатляющая цифра!
Только Франция, Италия, Англия, Испания и Германия среди стран Западной Европы превысили эти показатели продаж. Россия, как страна, сумевшая преодолеть рубеж в 1 млн., стала желанной для мировых автопроизводителей – сегодня на ее территории отстраивают множество автомобильных заводов. Но вот пока на Украине нет (да и не планируется) ни одной стройки иностранного завода, а все ныне работающие и стоящиеся – все это происходит за счет местных капиталовложений. Почему же ситуация складывается таким образом? Для ответа придется сравнить экономические факторы автомобильного рынка Украины и Европы.
Стабильная экономика, возрастающие доходы жителей Украины, развивающиеся кредитные программы, устойчивость национальной валюты – все это послужило причиной существующего поныне автобума. Помимо этого, как сейчас, так и год назад украинец не имеет возможности вкладывать деньги в какие-то другие товары длительного потребления. Например, земля и недвижимость по цене, даже если брать областные центры, в несколько раз выше стоимости зарекомендовавших себя автомобилей. Да и сами программы автокредитования выглядят намного привлекательнее. Сейчас уже никого не удивишь автокредитом без первоначального взноса сроком на 7 лет, а аналитики утверждают, что срок можно продлить до 8-10. Величина процентных ставок снизилась – 10-14%, многие дилеры используют такие проценты и в гривне, взаимовыгодно сотрудничая с автосалонами и банками. Доступ к престижным автомобилям открылся для большего числа покупателей. К примеру, приобрести «Ланос» или «Ладу» (стоимость около 8 тысяч долларов) может клиент, способный к выплатам 150-200 долларов в месяц.
Доступность автомобильного кредитования не прошла без негативных последствий. В их число входит тенденция непрекращающегося подорожания автомобилей. Европейские марки растут в цене – евро укрепляет свои позиции, цены в пересчете на гривны и доллары подлетают. Итак, машины, сделанные Евросоюзом, дорожают. Авто отечественной сборки и другие машины не отстают, дорожая с каждым новым модельным годом и при обновлении модели. Мало того, спрос на авто растет, а это не повод производителю начинать задумываться о снижении цен, скорее, наоборот.
Еще одно негативное последствие – вторичные рынки, рынки подержанных автомобилей, переживают стадию замирания. Получить кредит на машину, отслужившую уже 7-10 лет, на практике почти невозможно, тогда как иномарка с таким возрастом стоит 8-10 тысяч долларов – приобрести сразу такой экземпляр по силам немногим, а значит, и продать. Потребитель осведомлен, что машина сэконд-хэнд запросит вложений на ремонт и обслуживание, а сами украинцы уже не хотят или не умеют ремонтировать средства передвижения самостоятельно. Потенциальный покупатель, обычно имея постоянный заработок, отдает предпочтение кредиту на новый автомобиль. Новенькое авто простоит на гарантии несколько лет и, даже если сломается, то ремонт будет предоставлен обслуживающим сервисным центром безвозмездно. Тогда зачем долгое время копить на машину с пробегом, пусть и классом выше, чтобы в последствии разориться на ее ремонте?
Такую точку зрения пропагандирует большинство, уменьшая спрос на вторичном рынке и увеличивая продажи новых авто. Продавцы говорят о том, что продать авто по цене новой иномарки В и С класса (то есть примерно 15-20 тысяч долларов) все сложнее. Региональные представители Украины являются большей частью покупателей б/у автомобилей, а их доходы подчас нестабильны или не могут быть подтверждены официально. Желающих купить подержанную машину не поубавилось, зато выдавать кредиты на подобное приобретение банки не жаждут. Доля новых автопродаж по автомобильным кредитам достигла показателей Европы – на наиболее популярные модели порядка 60-70%.
Анализируя структуру продаж на рынке Украины, приходим к выводу, что среди популярных моделей оказываются отнюдь не самые дешевые. «Таврия» вообще была снята с производства, уступив место «Ланосу», который сходит с конвейера вдвое дороже предшественника. Российские «Лады» и «Ланос» снискали наибольшую популярность, став самыми покупаемыми в Украине и составив треть всего рынка легковых авто. Hyundai, Chevrolet, Kia, Opel, Skoda и др. иномарки пока уступают им, зато японская Mitsubishi продается почти лучше всех иномарок. За 10 месяцев этого года их было распродано 23 тысячи штук – это почти в два раза больше, чем в прошлом году за подобный период времени. Рекорд продаж возглавляет Mitsubishi Lancer.
Основную часть автомобильного рынка составляют машины от 8 до 15 тысяч долларов. В Европе за подобную цену вы вряд ли найдете что-то стоящее. В модельной гамме просто зачастую не оказывается подобных автомобилей. К примеру, популярная германская модель Volkswagen Golf обойдется вам примерно в 20 тысяч долларов.
Вывод напрашивается сам собою: мировые автомобильные гиганты не стоят свои заводы в Украине, так как просто не могут предоставить такие модели, которые станут предметом массового потребления. Хотя в планах производить подобного рода автомобили значатся. Dacia Logan была разработана именно с целью снискать успех среди не очень богатого населения. На данный момент о разработке бюджетных машин (5-7 тыс. долларов) заявили Volkswagen, Toyota и др. Потребление таких авто приходится в основном на Китай, СНГ, Индию и Латинскую Америку. Допустимо, что выпуск доступных иномарок наладится и на Украине, где есть и дешевая рабочая сила, и масса потребителей бюджетных авто.
По словам эксперта, бурные продажи автомобилей объясняются продолжающимся процессом насыщения автопарка Украины, который за последние годы сильно устарел. Украина пока остается неразвитой страной в плане соотношения автомобилей и населения – 150 авто на 1 тысячу человек. Автомобильный рынок эластично реагирует на изменения, если взглянуть на них под углом макроэкономики. В настоящее время наблюдается рекордная динамика авторынка, это связано с политической стабильностью и ростом экономики.
Вступив во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), автомобильный рынок Украины, на примере Польши, может сократиться троекратно. Откроются дополнительные каналы из Европы – подержанные автомобили заполонят страну. Но, если затронуть макросреду, то позитива больше. Конкуренция на рынке сказывается на ценах автомобиле, а дилеры предлагают все более интересные программы и идеи, чтобы привлечь покупателя. Trade in, техподдержка на дороге, программа лояльности – все это способствует развитию потребительского кредитования. В настоящее время рынок удерживают только квоты производителей.
Исключая возможность форс-мажора, совокупность факторов дает уверенность на 2008 г., по которой динамика рынка принимает позитивные обороты развития. По прогнозам, рост составит 20-30%. Как показывает практика, как ни странно, в кредит приобретаются недорогие авто, более престижные модели уходят за наличный расчет. Но все же и в этом отношении намечаются перемены.