Первое, о чём надо знать, собираясь оставить недвижимость в залог, состоит в том, что в банке всегда заставят потенциального клиента оценить недвижимость в той компании, которая сотрудничает с кредитной организацией по данному направлению.
Расходы по оценке понесёт не кредитор, а клиент.
Следующий момент – это страхование имущества.
Недвижимость, которая является предметом залога, в любом случае подлежит страхованию. Все расходы по страховке несёт заёмщик. Обычно банк требует заключения договора комплексного страхования. Тогда заёмщик страхует 3 вида рисков:
-утрату жизни и потерю трудоспособности;
-повреждение залогового объекта;
-утрату права собственности на недвижимость.
В России в среднем взнос по комбинированному страхованию составляет примерно 0,5-1,6% от суммы кредита, которая не погашена. Выплачивается взнос должником ежегодно. Основной долг постепенно сокращается, следовательно, уменьшается и размер взноса по страховке.
Банк, оформляя кредит, всегда снижает стоимость имущества, передаваемого в залог, на 20-30% (иногда на 40%).
Например, помещение оценено в 1 млн. руб., банк же выдаст лишь 700-600 тыс. руб. В этом заключается основное правило кредитования, соблюдаемое всеми банками. С помощью дисконта кредитная организация снижает риски, перенося их на клиента.
Если заёмщик потерял работу, разорился, пострадал физически и стал хроническим должником, то банк для возвращения денег, процентов, затрат на обслуживание займа продаст недвижимость по рыночной или чуть заниженной цене. Вырученные деньги он направит на покрытие кредита, штрафов и процентов. Оставшиеся средства будут зачислены на банковский счет должника.